Детский Телефон Доверия (ул. Чапыгина, д. 13, лит. А) является структурным подразделением отделения медико-социально-психологической и психотерапевтической помощи для детей и подростков СПб ГКУЗ Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина и предназначен для оказания дистанционной экстренной психологической помощи детям и подросткам с суицидальными намерениями, в ситуациях острого горя, пострадавшим от физического, сексуального и эмоционального насилия, с проблемами общения, в ситуации развода родителей и другими семейными проблемами, детям со школьной дезадаптацией, а также несовершеннолетним, находящимся в различных трудных жизненных ситуациях.
По «Детскому телефону доверия» оказываются следующие виды помощи:
- экстренная психологическая помощь детям, подвергшимся физическому, сексуальному насилию, совершившим суицидные попытки и находящимся в других кризисных и опасных состояниях;
- экстренная психологическая помощь родителям детей, подвергшихся физическому, сексуальному насилию, совершивших суицидные попытки и находящихся в других кризисных и опасных состояниях;
- детям, пережившим насилие и/или совершившим суицидные попытки — направление в профильные медицинские учреждения (возможен вызов «Скорой помощи» непосредственно телефонными консультантами) или информирование родителей о необходимости обращения в указанные учреждения;
- при нахождении ребенка в опасной для него ситуации в течение беседы с ребенком сотрудниками ДТД к месту его нахождения вызываются соответствующие службы, и психологическая поддержка по телефону оказывается до тех пор, пока ребенок не окажется в безопасном для него положении;
- приглашение на очные приемы к психологам и психотерапевтам Кризисного отделения;
- предоставление информации о других учреждениях Санкт-Петербурга и Ленобласти, предоставляющих психологическую и психотерапевтическую помощь детям;
- психолого-профилактическая помощь несовершеннолетним и их родителям, имеющим нарушения детско-родительских отношений, различного рода семейные и школьные проблемы;
- психологическая помощь детям и подросткам, имеющим проблемы взаимоотношений со сверстниками, лицами противоположного пола, принятия себя, вопросы сексуальной сферы и другие проблемы, характерные для детско-подросткового возраста.
Принципы работы Детского Телефона Доверия:
С момента создания Телефона Доверия в 1990 г. и по настоящее время помощь оказывается в круглосуточном режиме (без выходных и праздников), анонимно и бесплатно. С мая 2011 года работа Телефона Доверия кризисного отделения для детей и подростков осуществляется в формате единого общероссийского номера — 8-800-2000-122. Кроме этого Телефон Доверия подключен к единому мониторинговому центру Санкт-Петербурга: звонки можно совершать на короткий номер — 004. Таким образом, в настоящий момент экстренная психологическая помощь несовершеннолетним и их родителям оказывается по 3 номерам: 004, 576-10-10 и 8-800-2000-122. С ноября 2011 года функционирует многоканальная линия Телефона Доверия и ежедневно звонки принимаются по 4-5 каналам. На Детском Телефоне Доверия работают только медицинские психологи, прошедшие дополнительную подготовку по дистанционному оказанию психологической помощи.
Наиболее частыми причинами обращения являются:
- конфликты между родителями и ребенком, конфликты между родителями по поводу воспитания детей, ситуации определения места жительства ребенка после развода родителей и т.д.;
- проблемы общения со сверстниками, лицами противоположенного пола. проблемы школьного кризиса;
- проблемы отклоняющегося поведения (компьютерная и интернет-зависимость, систематические прогулы школы, домашнее воровство, уходы из дома, употребление психоактивных веществ, агрессивное поведение, совершение противоправных действий);
- физическое насилие в отношении детей и подростков;
- суицидальные намерения;
- острые психологические проблемы;
- сексуальное насилие в отношении детей и подростков.
Большая часть абонентов, обратившихся на Телефон Доверия по поводу разнообразных трудных жизненных ситуаций, нуждаются в более углубленной, длительной и комплексной психотерапевтической помощи. После оказания психологической помощи по Телефону Доверия, более 35% обратившихся направляются на очные приемы к специалистам Кризисного отделения.